?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Инфляция времени

В детстве я ненавидел время.
Нет, конечно, я любил содержимое этого мешка со сладостями. Я любил солнечные зайчики в лужах, игры в разведчиков и драки с пацанами на Кругу. Я любил момент, когда бабушка выходила из дома и кричала "дети, обеда-ать!", а я прятался в заросли лопухов, а мой друг Димка с важностью выступал вперед и говорил "Марьсеменна, а Игоря здесь нет!" Но само время я не любил.
Его было слишком много. Этот сумасшедше огромный день, как сегодняшняя неделя. Нет, как сегодняшний месяц. Уже и перечитано все, и переедено, и перегуляно, а он все не кончается, и надо придумывать что-то, чтобы заполнить это гулкое пустое пространство. 
Сегодня я снова не люблю время. Но по другому.
Его слишком мало. Оно слишком узко и тесно. День - как час тогда. Ты вертишься, пытаешься всунуть в этот мешочек как можно больше полезностей, а он трещит по швам, и после третьего вздоха уже вечер, и ты материшься и переносишь даты итогов в ежедневнике, и мечтаешь, чтобы день снова стал как месяц, и тогда ты все успеешь, и будет тебе радость.
Как тогда. Но тогда-то все было не так.
Почему "длина" времени так зависит от возраста? Почему в детстве за минуту можно прожить жизнь, а в зрелости - только вздох? Может, потому, что человек меряет время собственными жизнями? Ведь другого суб'ективного эталона у нас нет. И когда тебе пять - у тебя впереди десятки твоих жизней, и время растягивается, и мир огромен, как день - с утра до вечерней сказки. А к зрелости ты понимаешь, что впереди - 0,5 (0,4-0,3-...) уже прожитой жизни. И день становится минутой. И уже нужно выбирать главное - в книгах, в людях, в путешествиях. Потому что детская уверенность, что можно успеть все, и еще останется время - в волшебный мешочек не поместилась...

Comments

( 80 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
silver_mew
Oct. 5th, 2012 08:07 am (UTC)
... У Стивена Кинга есть рассказ "Мой милый пони". Там очень неплохо описывается деформация времени с возрастом. И размышления писателя о причине этого.
ig_romanov
Oct. 5th, 2012 08:10 am (UTC)
Спасибо, потрясающая вещь :)))

Edited at 2012-10-05 02:50 pm (UTC)
(no subject) - silver_mew - Oct. 5th, 2012 03:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 5th, 2012 03:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yamuna - Oct. 18th, 2012 05:35 pm (UTC) - Expand
kotirka
Oct. 5th, 2012 08:11 am (UTC)
как красиво! замечательные ассоциации :) спасибо!
ig_romanov
Oct. 5th, 2012 08:18 am (UTC)
Пожалуйста:))
livejournal
Oct. 5th, 2012 08:26 am (UTC)
Инфляция времени
Пользователь yura_falyosa сослался на вашу запись в записи «Инфляция времени» в контексте: [...] Оригинал взят у в Инфляция времени [...]
russian_diesel
Oct. 5th, 2012 09:01 am (UTC)
Re: Инфляция времени
Вы озвучили мои мысли... Таймменеджмент уже требуется постоянно, как файрвол в компе...
Re: Инфляция времени - ig_romanov - Oct. 5th, 2012 09:10 am (UTC) - Expand
Re: Инфляция времени - russian_diesel - Oct. 5th, 2012 10:26 am (UTC) - Expand
Re: Инфляция времени - ig_romanov - Oct. 5th, 2012 10:41 am (UTC) - Expand
Re: Инфляция времени - russian_diesel - Oct. 5th, 2012 08:23 pm (UTC) - Expand
Re: Инфляция времени - ig_romanov - Oct. 6th, 2012 05:53 am (UTC) - Expand
Re: Инфляция времени - russian_diesel - Oct. 6th, 2012 06:26 am (UTC) - Expand
Re: Инфляция времени - ig_romanov - Oct. 6th, 2012 06:36 am (UTC) - Expand
kingpingvin
Oct. 5th, 2012 09:05 am (UTC)
Извиняюсь если скажу не то. Но наблюдение и описание просто прекрасны. Но быть может дело в самом заполнение? Мы создаем сотни дел, забываем о других, и вспоминаем о третьих. их тысячи. именно по этому насыщенный неопределенный мир. Но чём старше тем меньше мы хотим делать. Неопределенность пропадает за стеной принципов, верований, устоев, психологических проблем.
ig_romanov
Oct. 5th, 2012 09:13 am (UTC)
Абсолютно согласен. У многих это именно так (хотя и, слава Богу, не у всех). Но как это влияет на раз мерность времени. Откуда коллапс?
(no subject) - kingpingvin - Oct. 5th, 2012 02:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 5th, 2012 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kingpingvin - Oct. 5th, 2012 03:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 5th, 2012 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kingpingvin - Oct. 5th, 2012 06:47 pm (UTC) - Expand
galso
Oct. 5th, 2012 10:23 am (UTC)
Потому что в детстве жизнь измеряется новыми впечатлениями. Их много, кажется и времени много. А сейчас - обыденность съедает наши впечатления. Время прошло, а от него ничего не осталось.
ig_romanov
Oct. 5th, 2012 10:35 am (UTC)
Так наверняка тоже бывает. Но у меня сейчас впечатлений от жизни на пару порядков больше, чем в детстве. А время летит на порядок быстрее... Засада.
jamaica1953
Oct. 5th, 2012 12:04 pm (UTC)
Мне кажется, субъективное восприятие отрезка времени,например, дня, - это количество событий за день. Событием назовем некий пространственно-временной акт, который для нашей психики является новым, еще не виданным и неслыханным. С возрастом событий становится все меньше - все-то мы уже видели и слышали. Я как человек каждый год путешествущий, хоть и по родной Беларуси, подтверждаю, что время в походе субъективно ощущается более растянутым, чем дома. Старики, стремящиеся больше путешествовать, обычная картина на западе. Очень их понимаю.
Хотите растянуть время? Придумайте для себя что-нибудь новое в жизни - чему-то научитесь, что-то узнайте, куда-то пойдите, где вы еще не были.
ig_romanov
Oct. 5th, 2012 12:13 pm (UTC)
Спасибо, согласен. Психологи, изучающие суб'ективное время, давно работают с этой гипотезой. Количество событий как мерило протяженность времени. Уперлись в простой факт, что в зрелости событий как таковых больше, чем в детстве. Но если ввести коэффициент суб'ективной значимости события (определяемый не столько новизной получаемой информации, сколько количеством новых и значимых смыслов), то картинка проясняется.
Но я-то писал не совсем об этом. Не о ретроспективном "ух, был длинный день", а о проспективном "ух ты, до вечера целая жизнь". И вот тут количество событий не играет, ибо они еще не случились...
(no subject) - jamaica1953 - Oct. 5th, 2012 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 5th, 2012 06:09 pm (UTC) - Expand
kingpingvin
Oct. 5th, 2012 02:32 pm (UTC)
Я думаю добавить один факт. Как то года два назад попал на интересную видеозапись одного математика. К сожалению тогда я запомнил лишь то чтоон говорил. Он изучал временную ленту. И установил интересную закономерность. Суть теории в том что например 2000 лет назад какие важные события человечества происходили на протяжение 100 лет. И повторялись с одной переодичностью. Но чем дальше, тем больше становиться важнейших событитй, но при этом меньше времени на все события. Помниться он упомянул что очереодной такой скачок произойдет в переходе с 2012 на 2013 года. Извините если это не в тему.
ig_romanov
Oct. 5th, 2012 02:46 pm (UTC)
Интересно, почему именно сейчас?
(no subject) - kingpingvin - Oct. 5th, 2012 03:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 5th, 2012 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kingpingvin - Oct. 5th, 2012 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 6th, 2012 05:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - kingpingvin - Oct. 9th, 2012 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 9th, 2012 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kingpingvin - Oct. 9th, 2012 12:54 pm (UTC) - Expand
говорят, что... - veresk69 - Oct. 9th, 2012 06:26 am (UTC) - Expand
Re: говорят, что... - ig_romanov - Oct. 9th, 2012 07:53 am (UTC) - Expand
Re: говорят, что... - veresk69 - Oct. 9th, 2012 07:59 am (UTC) - Expand
Re: говорят, что... - ig_romanov - Oct. 9th, 2012 10:29 am (UTC) - Expand
tzinch4
Oct. 5th, 2012 02:53 pm (UTC)
Инфляция времени, да. А еще - инфляция чувств. Уже не "торкает", не волнует, не возбуждает.
(и - спасибо:)
ig_romanov
Oct. 5th, 2012 02:54 pm (UTC)
И - пожалуйста :)
elena_ryabtseva
Oct. 5th, 2012 03:12 pm (UTC)
Для меня эта разница, в том числе, и о присутствии. В детстве, когда что-то делаешь, полностью поглощен этим занятием, мир вокруг немножечко меркнет. Когда я надевала огромные резиновые сапоги и шла измерять глубину лужи после дождя, этот процесс занимал меня полностью. А сейчас у меня есть календарь, расписание, планы, проекты, и когда я занимаюсь чем-то одним, я держу в оперативке еще много других вещей. Слишком много параллельных процессов одновременно, сжирающих мои ресурсы внимания и времени. Говоря гештальтистским языком, слишком много прерываний в цикле контакта.
Когда я была на вижн квесте, у меня опять появилось это детское ощущение нескончаемого времени. У меня были четыре дня, никого вокруг, ни планов, ни того, что "надо успеть", и можно было снова, головой и телом, отдаваться процессу (что бы это ни было).
И еще есть разница в долгосрочности "проектов". Временной зазор между тем, когда захотел и когда сделал, в детстве - минуты, ну максимум, часы. А если дни, то тогда казалось, что это проект всей жизни. Сейчас временной зазор - это месяцы и годы.
ig_romanov
Oct. 5th, 2012 06:05 pm (UTC)
Пребывания цикла - процесс последовательный. Мне кажется, больше подходит модель параллельного существования в одном/многих смысловых контекстах. Но идея классная:))
(no subject) - elena_ryabtseva - Oct. 5th, 2012 07:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 6th, 2012 05:39 am (UTC) - Expand
poprobuyvlubis
Oct. 5th, 2012 05:38 pm (UTC)
Интересная тема. Наверное должны быть какие-то чисто физические причины, объясняющие изменения в ощущение скоротечности времени с возрастом. Может быть с возрастом уменьшается скорость обменных процессов в организме самого человека, отсюда и восприятие "длины" времени другое.
ig_romanov
Oct. 5th, 2012 06:23 pm (UTC)
Запросто может быть и так:))
lady_merian
Oct. 5th, 2012 07:25 pm (UTC)
Тоже все время думаю об этом.
И мне кажется, что, во-первых, в детстве объективно больше времени: не надо готовить еду, хлопотать по хозяйству, ходить на работу, заботиться о других и т п
Во-вторых, у детей нет чувства времени (которое, наверное, и определяется количеством опыта жизни). Помню, как на мой вопрос, когда будет готов обед, когда придет домой папа, или когда мы поедем туда-то, я получала соответственный ответ "Через час", "Вечером", "Завтра" и т п. Потом ситуации начинают повторяться и начинаешь понимать, что такое время. Появляется постоянная устремленность вперед, этакий вектор в уме. У детей его нет - они живут здесь и сейчас, потому-что по-другому не умеют.
В-третьих, дети все окружающее их и происходящее с ними пропускают через себя, переживают это, глубоко и эмоционально (наверное, на 50% от того, что все для них ново). В нашем обществе акцент делается больше на развитие ума, а не сердца, и потому мы отходим в абстрактные сферы, становимся привязаны к памяти, к расписаниям, к фактам, наше восприятие становится стереотипным, классифицирующим и запрограмированным нашими ожиданиями. И от этого становится меньше открытий и меньше переживаний.
Думаю, что именно переживания и открытия делают время долгим. Поэтому и у зубного время дольше идет, и во время путешествий дни кажутся длиннее. И когда мы оказываемся в необычной для нас обстановке. То есть, соглашусь с Вами, что длина времени зависит от "количества новых и значимых смыслов".
В этом плане для себя доказательством считаю организованную Вами чудесную Летнюю Психологическую Школу (огромное Вам СПАСИБО!). Вот там-то время тянулось как в детстве на все 100% :))) Особенно, если едешь в первый раз - не знаешь, что тебя ожидает каждые 5 минут))) И в сущности, эти каждые 5 минут совершаешь какое-нибудь открытие))
А ведь дети-то с самого утра только и думают о том, как бы что этакое затеять) Куда-нибудь забраться, например, где они еще никогда не были (начиная от маминого шкафа заканчивая соседним районом), или что-нибудь исследовать (начиная от розетки и фломастера на обоях и заканчивая кто чем горазд)...
Вобщем, если бы нас поместили в какой-нибудь новый и совершенно незнакомый нам мир, с совершенно иными законами, материальным наполнением и населяющими его живими существами, (причем одного одинешеньку!), то время бы стало для нас долгим, как в детстве...)


Edited at 2012-10-05 07:51 pm (UTC)
ig_romanov
Oct. 6th, 2012 05:50 am (UTC)
Две совершенно классные мысли. О том, как психологическое время ребенка разворачивается из его опыта, и финальная мысль про возвращение к "детскому времени" в новом неизвестном мире. Спасибо, стоит подумать.
И спасибо за оценку Летней Психологической Школы. Это дорогой для меня проект.
(Anonymous)
Oct. 6th, 2012 09:33 am (UTC)
очень классное наблюдение за временем) В детстве живешь без планов, впускаешь внешний мир без замороченных фильтров, поэтому в тебя и помещается такое огромное количество ощущений и знаний, поэтому и кажется день таким огромным событием. Когда взрослеешь, появляются барьеры восприятия - это мне не нужно, это ни к чему, это мне навредит, а это еще будет потом, и вообще это не интересно - вот и получается, что день насыщен невероятным количеством информации и людей, но мы себя не "наполняем" ими полностью, мы себя бережем, ограждаем, как итог чувства насыщения не наступает. И мы надеемся, что новый день утолит мой голод времени, хотя сами мы практически ничего не едим. Вы правы, нужно уметь наслаждаться процессом, а не результатом, возможно в этом случае мы утолим свой временной голод. Но что хочется добавить отдельно от себя) В детстве мы надеемся на чудо, мы в него верим всей
(Anonymous)
Oct. 6th, 2012 09:37 am (UTC)
.. мы в него верим всей душой, и оно всегда как бы с нами. А взрослея, мы надеемся на самих себя, строя грандиозные планы и живя днем завтрашним. Может, попробовать снова верить в чудо и в то, что оно может прийти к нам вне зависимости от наших стараний и планов? Потому что ожидание чего-либо или кого-либо растягивает время круче всяких пережитых за день событий) С уважением, Олег
ig_romanov
Oct. 6th, 2012 09:45 am (UTC)
Спасибо, Олег. Круто. Есть над чем подумать. Хотя идея с ожиданием чуда оставит без работы тысячи тренеров по тайм-менеджменту по всему миру. Не жалко?:)))))
(Anonymous)
Oct. 6th, 2012 10:05 am (UTC)
абсолютно не жалко) Простите за такое сравнение, но Искусство управления временем, с моей точки зрения, - пародия на ананизм - вроде полегчало, но полноценного удовлетворения все равно не получил.. И зачем мучиться-то?))
ig_romanov
Oct. 6th, 2012 10:31 am (UTC)
У них же семьи, жены, дети:)))
(Anonymous)
Oct. 6th, 2012 10:41 am (UTC)
ок:) я об этом больше никому не скажу;) Вы тоже никому не рассказывайте, а то и правда еще останутся, тьфу-тьфу, без семей, жен, детей, а самое главное без веры в себя и свои амбиции:)))
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 80 comments — Leave a comment )