?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Люди меняются

Психологи говорят не фразами, а заклинаниями. 
И понятно почему. Скажи, например, человеку: "нравится тебе куриный суп - корми всех куриным супом, и плевать, что они сами об этом думают!" Получается охренительная глупость. А вот если с надутым видом произнести заклинание: "относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе!" - вроде как и мудрость невбубенная.
Разговариваю со старой знакомой. Знакомая, хоть и старая, но молодая и вполне себе еще для мужчин интересная. Пару лет назад завела она себе такого мужчину и принялась с ним жить. Парень молодой, талантливый и не урод. И все бы хорошо, но жизнь получилась какая-то несимметричная: она с ним, а он с Интернетом. И глаза у него все чаще вспыхивали нежным зеленым светом не в об'ятиях молодой подруги, а в об'ятиях социальных сетей. 
Вместо того, чтобы грохнуть ноут об стену и показать, что секс - лучшее лекарство от потери, старая, но молодая знакомая кинулась консультироваться к психологам. Первый из порекомендованных был лохмат, гуманистичен и по виду безумно умен. Он стал к моей знакомой в третью танцевальную позицию и ошарашил ее заклинанием: "Принимай человека таким, какой он есть". И прочитал ей лекцию о безоценочном общении. По окончании которой и был послат по вполне определенному адресу по вполне понятным причинам.
Второй был прост, лыс и зол. Он демонически усмехнулся и одарил мою знакомую мудростью: "Вы можете изменить отношения, но не можете изменить человека". И дальше как два пальца об асфальт об'яснил ей, что человек у нее вот такой, другим не станет, иллюзии надо оставить вместе с неподходящим мужчиной и срочно бежать искать подходящего.
Моя старая молодая знакомая далеко не дура. Она мгновенно просекла, что ее консультанты просто сыграли с ней в доброго и злого следователя, двумя разными по виду заклинаниями попытавшись донести одну и ту же идею: "Люди не меняются". И пришла ко мне с вопросом: "Что, правда?"
Нет, не правда.
Правда в том, 


что люди меняются. Иначе мы были бы не людьми, а муравьями в муравейнике, где работяга никогда не станет воином и наоборот. Это удобно. Но, может быть, именно поэтому муравейников в лесу становится все меньше. Как и счастливых пар.
Вторая правда заключается в том, что мы можем влиять на изменения, происходящие с близкими нам людьми. Это чудовищно антигуманистичная мысль, но мы можем. Да.
Прежде всего потому, что каждый человек - ни разу не один человек. Это целая компания разных субличностей, живущих в одном теле. И если вы влюбились в Самого Внимательного, Сильного и Заботливого, а через год он превратился в Тусклого Зануду - это, несмотря на заверения консультантов, вовсе не значит, что "он такой и есть". Это всего лишь показывает, что Самому Внимательному и Заботливому вы просто перестали быть интересны, и он уступил место Тусклому Зануде. Но первый никуда не делся, он там, в глубине, скучает и ждет повода выйти на поверхность и взять все в свои руки. И будет очень здорово, если этот повод ему дадите именно вы, а не кто-то другой. И тогда вас спросят - он так изменился, как тебе это удалось?!
Третья правда заключается в том, что вы можете помочь человеку стать таким, каким он никогда не был. Всего лишь с помощью веры любящего человека в то, что он можешь измениться. Как? Просто. Если меня действительно любят, то видят не только "меня настоящего", но и "меня возможного". Видят и строят отношения именно с со "мной возможным", который лучше, чем настоящий. И постепенно "лучшее возможное" превращается в реальность, а "худшее настоящее" постепенно уходит.
У Льва Выготского была прекрасная мысль об актуальной зоне развития ребенка. О том, что в обучении надо ориентироваться не на то, какой он есть сейчас, а на то, каким он может стать через день, неделю, месяц. И когда мы общаемся как бы с "будущим ребенком" - мы тем самым приближаем это будущее. Но ведь в отношениях у человека тоже есть своя "зона ближайшего развития". Так какого же дьявола мы видим "реальность" и не видим возможности?!
Конечно, бывает ситуация, когда мы хотим, чтобы человек изменился настолько кардинально, что это выходит не только за его актуальную, но и за потенциальную зону развития. Когда расстояние между лучшим возможным и реальным настоящим слишком велико. Так далеко, что человеку, чтобы измениться, нужно порваться, как удаву. Другими словами, вы хотите, чтобы он был таким, каким он никогда быть не сможет. Но тут уж звиняйте, шеф, евгеника запрещена законом.
Четвертая - грустная - правда заключается в том, что тезис "человек не меняется" крайне удобен для консультантов.
Во - первых, это придает магико-мистическую окраску их манипуляциям с детством клиента. Если принять, что человек НЕ меняется, то всё об'ясняющие заклинания про "холодную маму" приобретают смысл. Во вторых, потому, что психологические тесты становятся способом выяснить "истинные свойства личности", а вовсе не способом пообщаться с одной из субличностей, актуальной в момент тестирования.   И в-третьих, иллюзия, что человек есть некая "истинная и неизменная" природа, а вовсе не набор возможностей, придает хоть какую-то стабильность истерзанной нарзаном и глобальной суб'ективностью вселенной терапевтов.
Но если удержаться от присоединения к коллективному неврозу, то легко понять, что:
Вы можете измениться
Вы можете помочь своим близким измениться
В результате этих изменений вы можете быть счастливы


Всего-то делов - поверить... :)



Comments

( 181 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
katyamarks
Oct. 9th, 2012 01:27 pm (UTC)
Романов, ты влюбился и стал романтиком. Это оч мило )
ig_romanov
Oct. 9th, 2012 01:34 pm (UTC)
Ярлыки - дело привычное, ты вот с доводами поспорь:)
(no subject) - nezabit - Oct. 12th, 2012 08:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 12th, 2012 09:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nezabit - Oct. 12th, 2012 09:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 12th, 2012 10:19 pm (UTC) - Expand
miru_mir_68
Oct. 9th, 2012 02:28 pm (UTC)
Виртуальный мир - мир возможностей)
ig_romanov
Oct. 9th, 2012 09:00 pm (UTC)
А еще - мир эскапизма :). Но я про вполне реальные изменения
mkrymov
Oct. 9th, 2012 02:34 pm (UTC)
Понравилось.
ig_romanov
Oct. 9th, 2012 09:02 pm (UTC)
Спасибо, мне тоже :)
personagrata_me
Oct. 9th, 2012 02:34 pm (UTC)
вопрос вероятности. может быть изменятся. может быть нет. принимая тезис, что "люди не меняются" мы несем меньшие потери, чем если будем рассчитывать на их позитивное изменение.
так что - простая работа с рисками. антигуманная. :)
ig_romanov
Oct. 9th, 2012 09:03 pm (UTC)
Готовься к худшему, надейся на лучшее?
(no subject) - personagrata_me - Oct. 10th, 2012 08:00 am (UTC) - Expand
tumannaya_feya
Oct. 9th, 2012 02:40 pm (UTC)
А не приведет ли общение с ребенком "возможным", т.е. с тем, в кого он может вырасти гипотетически, к воспитанию очередного несчастного перфекциониста? Будет не очень весело, если взрослеющий ребенок заметит, что любят не его, а того, кем он может стать.
ig_romanov
Oct. 9th, 2012 09:11 pm (UTC)
Перфекционисты появляются не от любви, а от ее отсутствия. Точнее - если отцовская оценочная любовь есть, а материнской, теплой и всепринимающей - нет.
А насчет "заметит, что любят не его" - вы конечно правы. Поэтому настоящий родитель любит и того, кто он есть, и того, кем он может и должен стать. Второе - залог изменений.
(no subject) - tumannaya_feya - Oct. 9th, 2012 09:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 9th, 2012 10:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumannaya_feya - Oct. 9th, 2012 10:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 9th, 2012 10:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumannaya_feya - Oct. 9th, 2012 10:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 9th, 2012 10:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tumannaya_feya - Oct. 9th, 2012 11:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 10th, 2012 05:52 am (UTC) - Expand
lord_vitinari
Oct. 9th, 2012 03:55 pm (UTC)
Ага, и вот куча женщин живут с кончеными алкоголиками, буйными уродами, которые их бьют и т.д. И говорят: "Ну я влияю на него, когда-нибудь он изменится". Так вот нифига! Жизнь учит тому, что хрен кого изменишь. Если и бывают исключения, то очень редкие.
ig_romanov
Oct. 9th, 2012 09:18 pm (UTC)
Жизнь никого не учит одинаково. И все же... Я не забуду, как моего пациента, наркомана с сумасшедшим стажем, которому не помогала ни одна клиника, вытащила девчонка, двадцатилетняя соплячка. Просто на любви и вере, что все возможно. После этого я никогда не под пишусь под тем, что люди не меняются. Возможно, те, кто хочет их изменить, не готовы заплатить за это достойную цену...
(no subject) - nezabit - Oct. 12th, 2012 09:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 12th, 2012 10:14 pm (UTC) - Expand
12_eylul
Oct. 9th, 2012 04:11 pm (UTC)
Странно, я думала, будет море спорщиков. Человек многогранен, да. Но все же есть стрежнь его основного я, который, наверное, неизменен. Его можно вдохновить, его можно подтолкнуть, но это не изменение в чистом виде, это развитие. РАЗВИТИЕ. Человек - развивается. Прогрессирует или регрессирует. Но он остается самим собой в своих базовых чертах.
Ато набежали бы влюбленныедурочки и порассказали б, как они пытались из тыквы сделать принца. Пока и сами не превратились в тыкв.
ig_romanov
Oct. 9th, 2012 09:23 pm (UTC)
Ключевое слово - наверное. Наверное, неизменен. То есть это тоже предмет веры - то, что он неизменен. Так вот, мне больше нравится верить, что человек меняется. Это даже если не брать те сотни случаев из моего опыта, которые являются прямыми доказательствами этой веры. Нравится, потому что эта вера приносит реальную пользу. А вера в неизменность - только страхует от рисков.
tzinch4
Oct. 9th, 2012 04:52 pm (UTC)
А ведь так и есть.
И Вы объяснили мне феномен - почему даже один и тот же тест я могу пройти с разными, иногда противоположными, результатами.
Спасибо:)
ig_romanov
Oct. 9th, 2012 09:24 pm (UTC)
Пожалуйста:).
mason_colt
Oct. 9th, 2012 04:58 pm (UTC)
Как отличить "будущего(-ую)" от "невозможного(-ой)", вот в чём вопрос? Риск неоправданных ожиданий велик, поэтому терапевты и объясняют клиентам, что человек статичен. Дескать "и не надейтесь, либо живите так, либо меняйте на другого(-ую)". Гораздо проще объяснить человеку слово "нельзя"(ведь все мы так или иначе привыкли к нему с детства), чем сказать "можно" и гадать до какой же степени это "можно" в каждом конкретном случае.
ig_romanov
Oct. 9th, 2012 09:33 pm (UTC)
Блин, ну до каких же пор "проще" и "меньше рисков" будут для нас критериями правильности принимаемых решений?! И они же - надежными условиями серой и плоской жизни?
А про то, как узнать невозможное... Оно ведь не статично. По сути, это функция от количества усилий, которое вы согласны вложить в изменения. При бесконечном об'ёме усилий - невозможного нет.
(no subject) - mason_colt - Oct. 10th, 2012 05:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 10th, 2012 09:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - mason_colt - Oct. 10th, 2012 10:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 10th, 2012 04:55 pm (UTC) - Expand
autoek
Oct. 9th, 2012 05:09 pm (UTC)
Наверное, все верно. Сколько раз ловил себя на том, что пытаюсь быть хуже, чем есть, только потому, что люди вокруг ленивы, жадны и нередко тупы. И очень обидно, когда вышесказанное относится к близким людям. Очень близким...
ig_romanov
Oct. 9th, 2012 09:34 pm (UTC)
Тогда есть шанс стать для них источником изменений. Если они действительно о ч е н ь близкие...
livejournal
Oct. 9th, 2012 05:42 pm (UTC)
Индивидуумвират
Пользователь manual сослался на вашу запись в записи «Индивидуумвират» в контексте: [...] ны, и он уступил место Тусклому Зануде".  http://ig-romanov.livejournal.com/5576.html [...]
(Anonymous)
Oct. 9th, 2012 05:52 pm (UTC)
Человек меняется только в том случае, если он сам этого хочет, ему это интересно или ему это выгодно.
ig_romanov
Oct. 9th, 2012 09:42 pm (UTC)
Конечно. Поэтому, чтобы его изменить, нужно любить его-возможного настолько, чтобы ему самому захотелось соответствовать этой любви.
l3lu
Oct. 9th, 2012 05:53 pm (UTC)
А если жить в мире так, словно прекрасное завтра уже наступило - оно тоже наступит?))
ig_romanov
Oct. 9th, 2012 09:45 pm (UTC)
Конечно:)). Если люди всю жизнь прожили так, как будто они любили друг друга - кто, включая их самих, сможет отличить это от настоящей любви?)
(no subject) - l3lu - Oct. 9th, 2012 09:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 9th, 2012 09:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - l3lu - Oct. 9th, 2012 09:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 9th, 2012 10:22 pm (UTC) - Expand
annabeznar
Oct. 9th, 2012 05:55 pm (UTC)
класс! полностью согласна, а скептики вероятно никогда не испытывали веры в себя со стороны другого человека.
ig_romanov
Oct. 9th, 2012 09:53 pm (UTC)
Ну, это не вина, это беда...
white_parasol
Oct. 9th, 2012 07:19 pm (UTC)
версия заклинания "относиться к себе так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие" для меня выглядит более интересной)
ig_romanov
Oct. 9th, 2012 09:54 pm (UTC)
Интересной - пожалуй:)
lena_frizz
Oct. 9th, 2012 07:48 pm (UTC)
Влюбились в Героя, через некоторое время он стал Занудой. Мне всё же кажется, что человек в таких случаях - Зануда, на время притворившийся Героем (пока ему нужно было завоевать внимание и доверие). Он может захотеть притворяться ещё - с тобой или с другой. Но тут ключевое слово "притворяться".
ig_romanov
Oct. 9th, 2012 10:00 pm (UTC)
С такой же вероятностью Герой мог притвориться Занудой. Притворился и ждет, когда можно выпрыгнуть с радостным криком "Аааа! Попалась! Тебе водить!"))
(no subject) - lena_frizz - Oct. 9th, 2012 10:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 9th, 2012 10:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lena_frizz - Oct. 9th, 2012 10:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 9th, 2012 10:29 pm (UTC) - Expand
paskinen
Oct. 9th, 2012 08:47 pm (UTC)
а еще есть люди, которые меняться не хотят. хоть он дерись :)
ну вот я например. мне так удобно. хотя, может быть поэтому я одинок :) :)
ig_romanov
Oct. 9th, 2012 10:03 pm (UTC)
Может, просто некому заметить, как вы меняетесь?)
(no subject) - paskinen - Oct. 9th, 2012 10:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 9th, 2012 10:29 pm (UTC) - Expand
lizaharris
Oct. 9th, 2012 09:52 pm (UTC)
Как это люди не меняются? Меняются. Это же очевидный факт.
Просто эти изменения не поддаются ни логике, ни прогнозам, ни желаниям других людей. Можно предложить другому огромную любовь и положить всю свою жизнь к его ногам, а он будет с каждым днём меняться, но совсем не в ту сторону, в которую хочется любящему. А можно ничего не делать, просто пройти мимо самого конченого и последнего человека и он ради этого образа поменяет всю свою жизнь, перевернёт вселенную...
Так что, пробовать, конечно, стоит. Но имеет смысл помнить, что в лотерею выигрывают единицы. И что всё решит не твоё желание, а желание того, кого ты собрался менять. Ну и божья помощь.
ig_romanov
Oct. 9th, 2012 10:21 pm (UTC)
От Божьей помощи - кто ж откажется. А в остальном...
Если вы будете подходить к ребенку только тогда, когда он плачет - он будет плакать все чаще. И это не лотерея - вы целенаправленно меняете его, замечая и поощряя одно, и не поощряя другого.
(no subject) - lizaharris - Oct. 9th, 2012 11:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 10th, 2012 05:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - lizaharris - Oct. 10th, 2012 08:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 10th, 2012 10:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - lizaharris - Oct. 10th, 2012 10:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 10th, 2012 04:59 pm (UTC) - Expand
atehhe
Oct. 9th, 2012 11:15 pm (UTC)
Все меняются, но при разных трудозатратах изменителя : )
Сначала просто надо определиться - готов ли ты впахивать на этой ниве - изменять (в данном случае задрота, а так же алкоголика, хулигана, тунеядца и прочий состав, что не важно).
Я вот все чаще замечаю, что взвесив усилия и предполагаемый результат, понимаю, что впадлу. Пусть кто-нибудь другой меняет.

Вот отсюда растут ноги у этого самого "люди не меняются". Так проще, легче и все такое. Но, собственно, почему бы и нет : )

ig_romanov
Oct. 10th, 2012 05:48 am (UTC)
Очень четко и верно:)
apacheez
Oct. 10th, 2012 06:16 am (UTC)
Интересно. Много думала ))
ig_romanov
Oct. 10th, 2012 09:42 am (UTC)
И как? Результативно?:)
jamaica1953
Oct. 10th, 2012 06:29 am (UTC)
ЗдОрово!
*
Насчет тезиса, с которого все началось.
В Библии, кажется, "НЕ делай другому того, чего НЕ хотелось бы тебе". Обратное, вообще говоря, неверно. Потому что человеки больше похожи между собой в том, что им не нравится, чем в том, что им нравится. На этой особенности основана крепкая дружба, завязывающаяся между людьми, находившимися вместе в стрессовых ситуациях - на войне, во время стихийного бедствия, в трудном походе. В подобных ситуациях люди обнаруживают, что между ними много общего.
ig_romanov
Oct. 10th, 2012 09:48 am (UTC)
Ну, если уж совсем строго, то библейский вариант тоже неверен. Я, например, с детства не люблю сыр. Перекормили в садике не переваливаемым продуктом с этим названием. И вот я прихожу со своей спутницей в ресторан и говорю ей "милая, что угодно, кроме сырной тарелки!". Единственно верный вариант - это тост в формате "и я изо всех сил желаю вам того, что вы сами себе желаете".
Хотя и тут есть подводные камни:))
(no subject) - jamaica1953 - Oct. 10th, 2012 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 10th, 2012 05:00 pm (UTC) - Expand
elvict
Oct. 10th, 2012 06:58 am (UTC)
Спасибо. Только сейчас не очень принято ожидать изменения или как-то этому способствовать. Люди называют это манипуляциями, а иногда давлением.
ig_romanov
Oct. 10th, 2012 09:51 am (UTC)
Пожалуйста. Это правда. Люди сейчас с невротическим упорством охраняют свои границы. Но если вы помогаете человеку меняться в сторону, желанную вам обоим - путь уж это будет не манипуляцией, а заботой, ага?:)
(no subject) - elvict - Oct. 10th, 2012 05:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 10th, 2012 05:20 pm (UTC) - Expand
grydlya
Oct. 10th, 2012 07:48 am (UTC)
Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя. (Пришвин)
ig_romanov
Oct. 10th, 2012 09:52 am (UTC)
Спасибо огромное. Я полюбил эту цитату с первого прочтения:))
(no subject) - snovazima - Oct. 10th, 2012 10:55 pm (UTC) - Expand
Marina Kochemasova
Oct. 10th, 2012 09:12 am (UTC)
Спасибо за оптимизм! И позитив ;)
ig_romanov
Oct. 10th, 2012 09:37 am (UTC)
Пожалуйста, обращайтесь ;)
kingpingvin
Oct. 11th, 2012 08:07 am (UTC)
А что стало с той женщиной?
ig_romanov
Oct. 11th, 2012 08:47 am (UTC)
Все хорошо. Они вместе.
(no subject) - kingpingvin - Oct. 11th, 2012 09:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - ig_romanov - Oct. 11th, 2012 09:59 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 181 comments — Leave a comment )